Мамочки Лысьвы - на главную страницу


Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
 
 

Как вместе сочинять сказки?

Как вместе сочинять сказки?

Каждый из нас тоскует по детству. Ведь в стране детства мир яркий и светлый, день длится долго-предолго, а то, что рядом, всегда интересно. В этом мире нас любят и охотно прощают. В нём живут волшебные истории и сказки, а добро побеждает зло. Но главное – в детстве мы искренни и чисты.

Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство – вот оно – рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта. Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.

Известный фольклорист и исследователь сказок В.Я. Пропп сказал: «Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все».

Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.

11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля «Я – книга» в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: «Сочиняем сказки вместе». Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль – почитать свои сказки). Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию – гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: «Да. Мини-сказку может сочинить любой. Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и… окунуться в детство».

И мы решили попробовать.

Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки.

Первый приём – «Бином фантазии»

Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.

Получились такие пары: ёжик – бюст, ветер – ухо, пианино – юла, памятник – мармеладки, высота – механизм, конь – шар, корабль – мечта.

Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.

Коротко сюжет на тему: памятник – мармеладки (не сказка, а канва сюжета).

Площадь, на ней памятник, напротив – кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу – конфетти, гирлянды, фантики…

Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом – тот тихо стонет.

Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями.

 

Второй приём – «Что было бы, если бы…»

Варианты:

...если б из книжки убежали все буквы;

...если бы ёжик захотел сменить прическу;

...если бы воздушный шарик умел мечтать;

...если бы компьютер ожил;

...если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;

...если бы дедушка превратился в кота.

 

Начало сказки на тему «Что было бы, если бы компьютер ожил»:

«Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле – квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.

« Странно! – подумал мальчик. – Такой картинки ещё не видел». Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: «Привет! Давай дружить».  Как в комиксах: на переднем плане – герой, в овале – его слова. Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо...».

Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и «жил» на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга – того, с кем можно обсудить всё. А потом..., потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста – иначе не будет достоверности).

Приём третий – «Сказки наизнанку»

Выворачиваем известные сказки «шиворот-навыворот». Могут получиться очень смешные произведения.

Например, темы сюжетов:

«Колобок». Колобок в сказке – злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика.
«Волк и семеро козлят». Здесь семеро козлят – семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр). Козлята хотят его поймать и продать «левому» зоопарку.
«Золушка». Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью «мачехи»-колдуньи. И доброй она только прикидывалась. А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала – словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла.

Приём четвёртый – «Салат из сказок»

Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа «Аришины истории», где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из «Огниво», «Краснозорька и Белозорька», «Крошечка-Хаврошечка»

Следующие приёмы – «Ребёнок, как действующее лицо», «Что было потом», «Пять + один», «Народные сказки как строительный материал»...

Слышала, что психологу Л.С. Выготскому принадлежат слова: «Творчество – это сохранение детскости». Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.

В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть определение: «Детскость – ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив «неразумность», я бы добавила «доверчивость».

Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их «гуру» – интуиция, разум – лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция – это связь с Космосом, а разум – лишь инструмент. А между ними – барьеры. Те, что построила жизнь. У одних – частокол, у других – маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это – дар, и его надо беречь. И ещё. Этим даром надо делиться.

Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке – в той, что сочинили сами.

Автор: Елена Янге













Похожие статьи:

Психология в воспитанииИграем, избавляясь
Психология в воспитанииДетская ревность
Психология в воспитанииО важности родительских объятий для ребенка. Носить нельзя оставить?
Здоровье малышейМама-терапия
Психология в воспитанииРебенок и телевизор. Какие мультфильмы и как смотреть?
Психология в воспитанииУ ребенка дефицит внимания: как быть?
Психология в воспитанииЦвет детского рисунка
Советы от специалистов ППМС-центраПреодоление застенчивости у ребенка - помощь родителей
Психология в воспитанииКак помочь ребенку заговорить
Здоровое питаниеСадимся за стол


Загрузка комментариев...

← Назад

 



О проекте

Правила

Реклама на сайте

Отличный хостинг

Мы Вконтакте
При полном или частичном использовании материалов сайта или форума lysvamama.ru активная гиперссылка на сайт обязательна!

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых на форуме и в комментариях к материалам сайта.

Внимание! Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна!!!