Мудрость ангелов
Игра для родителей
Мы предлагаем вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту с целью осознать качества характера своего ребенка.
Задание 1.
Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок…». А теперь свяжите эту фразу с чертами характера ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу. Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на 2 группы:
1-я – те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я – те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше – положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы бы хотели сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Задание 2.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на 2-м этаже – обычные товары средней цены и качества;
- на 3-м этаже – продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты… Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы изменить.
Задание 3.
Работа проходит в группах по 5-6 человек. Группы делятся по любому признаку – на усмотрение тренера.
- Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи – то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы – 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту об окончании работы.)Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.
Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
- Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости…).
Задание 4.
Обсуждение в кругу:
- Легко ли вам было выполнять эту работу?
- В чем сложность?
- Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?
- Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
- Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
В заключение я хотела бы вам рассказать притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому ангелу бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой пришел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. – В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил ему:
- Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы с тобой были в доме у богатого человека, я у видел в стене сарая клад - и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдл корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вашими детьми и вами. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.