Все ли мы знаем о методике Монтессори?
Свое название методика получила в честь основательницы Марии Монтессори. Женщина врач, работающая с детьми с ограниченными возможностями, выдвинула идею, согласно которой, любой ребенок нуждается в создании специальной развивающей среды, содержащей знания об окружающем мире. Знания должны быть представлены в тщательно продуманной форме, доступной для малыша.
В 1907 году открылся первый «Дом ребенка», который работал по этой методике. А в 1929 была организованна Международная Монтессори Ассоциация (AMI), которая действует и сейчас.
По мнению Марии Монтессори, все, что происходит в мире определено космическим планом. Каждый человек имеет свою миссию и способности, содействующие ее воплощению. Взрослые должны помочь ребенку раскрыть эти способности, побудить его к самостоятельному развитию и обучению, исключив свое вмешательство в процесс становления необходимых качеств. Но как помочь, не навредив? Чтобы добиться результатов был разработан ряд основополагающих принципов:
- Принцип невмешательства. Человек рождается беспомощным. Малыш не в состоянии свободно двигаться, осуществлять манипуляции с предметами и пр., что создает у него ощущение полной зависимости от взрослых. Впоследствии эта зависимость рождает неуверенность в себе. Ребенок боится самостоятельно делать то, что физически вполне ему по силам. Застегнуть пуговицу, завязать шнурок, перелить воду из стакана в стакан и пр. По методике Монтессори необходимо помочь ребенку научиться действовать самостоятельно, а не выполнять то или иное действие за малыша, так как он якобы еще маленький.
- Принцип порядка во всем. При работе по методике Монтессори используется большое количество разнообразного развивающего материала – карточки, бусины, коробки, предметы и пр. Беспорядок создает в ребенке ощущение дискомфорта и бессилие перед хаосом. Поэтому в задачу взрослых входит содержать в порядке все материалы необходимые для развития ребенка и располагать их в строго определенной последовательности. Малышей на занятиях приучают поддерживать этот порядок, следуя правилу - после того, как поработал, обязательно положи на место.
- Принцип поддержания интереса. Активное развитие ребенка происходит до шести лет. В разные возрастные периоды он легче учится определенным навыкам. Например, с рождения до шести лет происходит поэтапное развитие речи, до пяти с половиной лет – сенсорное развитие, с двух с половиной лет возникают и закрепляются социальные навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Взрослый должен в подходящий момент помочь ребенку сосредоточиться на интересной для него в этом возрасте работе, навыке. Создать комфортную и удобную для развития и работы малыша обстановку и атмосферу.
- Разновозрастной принцип. При работе по методике Монтессори не следует разделять детей по возрасту. В группе совместно действуют дети от трех до шести лет. Старшие дети учат младших. Такая разновозрастная модель обучения хорошо отражает реальную жизнь, где взаимодействие проходит среди людей разных возрастов.
- Принцип свободы выбора. Свобода выбора ребенка, когда он самостоятельно решает к какой работе готов в данный момент. Мозг ребенка позволяет спонтанно воспринимать и запоминать различные впечатления, знания, информацию преобразуя ее в личный опыт. На занятиях во время свободной работы малыш может выбрать, то, что ему нравится и действовать согласно интересам возраста и уровню развития. В связи с этим в группах Монтессори к каждому ребенку ищется индивидуальный подход, учитывающий потребности малыша.
Как строится занятие по программе Монтессори.
Основные требования к уроку – это простота, краткость и объективность. Занятие длится от тридцати секунд до трех минут. Преподаватель показывает ребенку последовательность работы с выбранным материалом, предметом. После объяснения малыш должен сам попробовать повторить действие.Если ребенок не хочет этого делать, то ни в ком случае нельзя его заставлять и принуждать к работе, нельзя ругать малыша за неправильное выполнение задания после объяснений – это два важных правила, которые неукоснительно соблюдают преподаватели работающее по методике Монтессори. Цель педагога, наблюдая за детьми выбрать подходящий момент, во время которого можно индивидуально позаниматься с тем или иным малышом, создав для его работы соответствующую атмосферу.
После того, как малыш освоил действие с материалом, преподаватель предлагает ребенку поработать с этим же материалом другим способом. Урок номенклатура, именно так называется подобный метод работы, помогает закрепить навыки работы и вводит новые понятия. Урок состоит из трех ступеней: установление связи между предметом, признаком и названием; распознавание предмета, признака, который соответствует названию; запоминание слова, соответствующего предмету, признаку. Когда у ребенка сложится словарный запас, он будет самостоятельно находить в своем окружении предметы, которые соответствуют его знаниям и легко сможет обобщать полученную информацию. Солнце светит, трава – зеленая, мамины духи вкусно пахнут.
Все пособия и развивающие материалы располагаются в различных тематических зонах Монтессори класса.
- Зона реальной жизни. В ней дети учатся самостоятельно одеваться, пересыпать, чистить, мыть, перемешивать, резать, соединять. Здесь развивается моторика и концентрация внимания. К материалам этой зоны относятся различные рамки с застежками: пуговицами, кнопками, шнурами, булавками, крючками. Предметы быта – веник, совок, кружки, ложки и пр.
- Зона сенсорного развития помогает ребенку изучить окружающий мир. Здесь расположены материалы, которые способствуют развитию логического мышления, зрительной памяти, умения различать цвета и фактуры, разницу в весе и температуре, предметы развивающее осязание, обоняние, слух и музыкальную память. Лестница, башни, цветные катушки, цилиндры разных форм, цветов и размеров, колокольчики и др.
- Зона двигательных упражнений. Представляет собой нарисованный на полу круг или овал, в пределах которого выполняются физические упражнения по развитию равновесия и координации.
- Языковая зона. В этой зоне малыш может расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, научиться составлять простые слова. Фактурные карточки с буквами, алфавит на магнитах, геометрические фигуры, шумовые цилиндры, коробочки с различными предметами помогут в этом.
- Зона математического развития содержит материалы, которые помогают ребенку освоить счет и научиться математическим операциям. Этому способствуют - счетные штанги, карты, палочки и др.
- Естественнонаучная или космическая зона позволяет малышу получить и систематизировать знания об окружающем мире. Основы анатомии, географии, ботаники, физики и других дисциплин доступны для изучения. Ребенку достаточно собрать пазл, посмотреть географическую карту, использовать для обучения материалы по строению растений или анатомии человека.
- Монтессори класс может включать в себя другие зоны, способствующие раскрытию способностей ребенка, например зону искусства, зону танцев, музыкальную зону и др.
Надо отметить, что в методике Монтессори есть и свои недостатки.
- Акцент методики делается на развитии логики, аналитических способностей и практических навыков, при отрицании развития художественных способностей и творческого начала.
- Отсутствуют ролевые и подвижные игр, они заменены развивающими играми.
- Замкнутые и тихие дети могут испытывать затруднения при работе, так как согласно правилам от ребенка ждут самостоятельности и инициативности и не вмешиваются в его действия, пока он сам об этом не попросит.
- Книга считается ненужным элементом получения знаний для ребенка, ее роль не важна. В дальнейшем это может негативно отразиться при обучении в школе.
- Считается, что демократичность подхода и сосредоточенность на независимости малыша часто приводит к тому, что ребенок, обучавшийся по системе Монтессори попадая в традиционную школу, испытывает ряд сложностей. Недисциплинированность, неприспособленность к принятым в школе стандартам общения с одноклассниками и учителями, отсутствие навыков работы в коллективе. Хотя однозначного мнения по этому поводу нет.
Изначально методика Монтессори была ориентирована на детей с проблемами в развитии и основной своей целью ставила их адаптацию, а не формирование здоровой личности. Подход – «ребенок в центре», поиск специальной среды развития, принцип невмешательства вполне оправдан по отношению к таким детям. Но в современных условиях отсутствие общения и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, концентрация только на «свободе выбора» ребенка может превратить его в эгоиста. Необходимо найти золотую середину в следовании принципам методики Монтессори и воспитании в семье.
Современные развивающие центры работают не по методике Марии Монтессори, а лишь используют ее приемы, что в действительности совмещает плюсы методики и сглаживает ее минусы.
Принимая решение о том, использовать ли приемы Монтессори ориентируйтесь, прежде всего, на своего малыша - его интересы, характер, способ восприятия окружающего мира. Каждый ребенок уникален и гениален от рождения, а задача взрослых лишь помочь раскрыть заложенный потенциал. Удачи вам и вашим малышам!
Похожие статьи:Психология в воспитании → Как вырастить творческих детей, или что такое ТРИЗ? Психология в воспитании → Шарики за ролики Игры с детьми → Пластилиновая лепка Игры с детьми → Учим ребенка играть самостоятельно Игры с детьми → Игры нашего детства Игры с детьми → Чем занять ребенка дома? Игры с детьми → Игры в развитии детей 5-6 лет Разное → Как развить воображение у ребенка Воспитание дошколят → Умным детям – умные игрушки Психология в воспитании → Вальдорфская педагогика.
← Назад
|
|