Ваш малыш еще не говорит, а соседский ребенок уже рассказывает «Муху-цокотуху» и «Айболит». Что делать – подождать или начинать усердно заниматься с логопедом, дефектологом? Конечно, обратиться к логопеду за консультацией стоит, чтоб он точно поставил диагноз (например, отсутствие речи может быть следствием какого-либо заболевания) или посоветовал подождать. Обычно, логопеды начинают заниматься с детьми 4,5 – 5 лет, но именно до трех лет ребенок проходит основные этапы формирования речи.
Что могут сделать мамы, чтоб ребенок «заговорил»? Как заниматься с малышом, чтоб не навредить ему?
Для начала расскажу о том, что нужно, чтоб говорить вообще любому человеку:
- Правильно дышать. Сразу скажу мамам, которые считают, что «какая-то ерунда, все умеют дышать», попробуйте сами «потянуть» не только гласные звуки, но и согласные. Не так-то просто. Чем сильнее дыхание, тем легче говорить.
- Развивать мелкую моторику. Есть такое выражение – речь на кончиках пальцев. Чем сильнее ручки вашего малыша, тем лучше - раньше он начнет говорить.
- Развивать фонематический слух. Чтоб сказать звук, его надо услышать.
- Развитие артикуляционного аппарата. «Сильным» язычком проще сказать сложный звук.
- Четкость произношения. Сложно общаться не только с ребенком, но и с взрослым, который «жует» слова.
- А также расширять словарный запас, учиться применять соответствующие формы слов (например, малыш может сказать «много карандашов»), развивать связную речь.
С чего начать? Найдите время только для малыша, хотя бы 15 минут в день (т.е. вас никто и ничто не должно отвлекать в это время). Ваш ребенок должен почувствовать – мама только его в это время. Занимаясь, старайтесь чаще смотреть малышу в глаза, одобряйте все его успехи, даже незначительные. Стимулируйте желание ребенка говорить. Спрашивайте его, дайте ему ответить, не торопите. Сопровождайте свои действия речью (кукла идет: «Топ-топ», застегиваем куртку: «Вжик» и т.д.). Пойте вместе, танцуйте (есть много песенок для развития речи). Дарите ребенку положительные эмоции – водите его не только на детские площадки, но и в музей, зоопарк, парк, театр, выезжайте всей семьей на природу. Не забывайте, что нужно проговаривать все, что видите, а дома можно нарисовать на тему «Как мы ходили…»
И, наконец, в какие игры можно играть?
Для развития дыхания:
Такие игры очень быстро утомляют детей, у них даже может начаться головокружение, поэтому следите за временем, не переутомляйте малыша, чередуйте с другими играми. При выдохе не надо надувать щеки, выдыхать надо плавно, пока не закончится воздух.
- Петь песни, особенно, такие в которых тянутся звуки. Например, «Плыла лодочка, как по Яузе-реке, И-О-У-Ы-А, Я-Ю-Ё-Е-Э». Попробуйте петь, растягивая каждый слог.
- Игра «Ветерок». Подуйте на листик, снежинки или одуванчик, а можно на елочный дождик. Попросите малыша подуть, как легкий ветерок и как сильный ветер.
- Игра «Полицейский». Ваш малыш – полицейский, дайте ему свисток, а вы будете «нарушать» правила дорожного движения на игрушечной машине (которая едет: «Т-р-р-р…», а заодно закрепите ПДД)
- Игра «Изобрази». Покажите малышу и попросите его вместе с вами изобразить, как сдувается шарик (с-с-с-с), как жужжит пчела (ж-ж-ж-ж), как пищит комар (з-з-з-з), как шипит змея или каша (ш-ш-ш-ш), как рычит тигр (р-р-р-р) и т.д. Можно усложнить игру, изображать, например, и большого комара (з-з-з-з), и маленького (зь-зь-зь-зь).
- Игра «Кто дольше». Предложить посоревноваться – кто дольше сможет «петь» какой-нибудь звук. Начинайте с гласных, потом добавляйте согласные.
Для развития мелкой моторики:
- Конечно, пальчиковые игры. Их очень много, поэтому не буду подробно писать о них, только не забывайте, чем младше ребенок, тем проще игры используйте.
- Игра «Золушка». Попросите помочь разложить в разные блюдечки несколько смешанных круп. Берите немного крупы, т.к. дети быстро устают, а результат хочется видеть. Начинайте с двух «крупных», например, фасоль и макароны.
- «Рисунки на тарелке». Предложите порисовать пальчиком на тарелке, в которой лежит крупа, для начала хорошо взять манную.
- «Сделай бусы». Возьмите старее бусинки, пуговицы, и все, в чем есть дырки (подойдут даже макароны и папины часы) и из всего этого предложите малышу сделать бусы. Вместо обычной нитки лучше использовать леску.
- «Мозаика». Конечно, покупная мозаика прекрасно развивает мелкую моторику, но можно использовать и домашнюю мозаику из пуговиц и бусинок дома, камушков и листиков на улице, из гороха и фасоли на кухне, из болтиков и шурупов у папы в гараже. Попробуйте выложить разные рисунки, пусть малыш активно помогает вам и пробует сделать что-нибудь сам.
- Прекрасно развиваю мелкую моторику разные шнуровки, которые вы можете сделать сами, а также игры, где надо расстегивать пуговки, замочки и т.п.
- Игры в песочнице – закопайте ручку в сухом песке, а потом во влажном, попробуйте посыпать песком дорожку для машины, оставьте следы от рук, полепите «куличики» и т.д.
Для развития фонематического слуха:
- Игра «Что звучит?» - для игры вам нужен набор муз. Инструментов. Пусть малыш отвернется, а вы постучите, например, в барабан. Малышу нужно угадать, что звучало. Можно использовать вместо инструментов то, что есть под рукой – кастрюли, стул (подвигать его или постучать по ножке), ложки, банки и т.д.
- Игра «Угадай, кто позвал» - играть нужно компанией. Один ребенок стоит к другим спиной. Остальные говорят такие слова: «Ты загадку угадай, кто позвал тебя – узнай». Кто-нибудь зовет его, можно научить малышей говорить разным голосом (толстым, как медведь, тонким, как мышка и т.д.). Ведущий должен угадать, кто его позвал.
Следующие игры подойдут ребятам постарше (от 3,5 лет):
- Игра «Узнай, какой первый звук» Можете интонационно выделять первый звук. Например, «м-м-м-м-мама», первый звук «м» (не «эм», говорите, как слышите), «мь-мь-мь-мяч», первый звук «мь».
- Игра «Найди слово со звуком…» Сначала ребенок пусть пробует искать слова с заданным звуком, не дифференцируя на твердые и мягкие звуки, потом можете уточнять. Например, найди слово со звуком «Рь» - речка, море, токарь и т.д.
- Игра «Найди пару». Предложить найти пару звуку твердому – мягкую и наоборот. Можно придумать название звукам, например, твердый – большой звук или старший брат, а мягкий маленький звук или младший брат.
- Игра «Цепочка». Поиграйте всей семьей. Надо придумать слово на последнюю букву предыдущего. Например, мяч – черепаха – апельсин и т.д.
- Игра «Слова-друзья» - придумайте рифму всем словам, которые приходит в голову (шишка – мишка, дом – сом и т.д.)
Развитие артикуляционного аппарата:
- Игра «Обезьянки» - скажите малышу, что он будет обезьянкой и должен вас дразнить, т.е. изображать (повторять) вас. Покажите язык, поднимите язык вверх, потяните язык вниз, покривляйтесь.
- Игра «Покажи» - предложите изобразить или повторить за вами какой бывает толстый человечек (надуть щеки), худой (втянуть щеки), как тикают часики (язык двигается от левого к правому уголку губ и обратно, не облизывая губки) и т.д.
- Намажьте малышу губки чем – нибудь вкусным и предложите облизать.
- Игра «Заборчик – слоник – открытый домик». Покажите малышу, что заборчик – это улыбка, слоник – тянем губки, как при проговаривание звука «У», открытый домик – открываем широко ротик, как при проговаривании звука «А». Теперь вы будете говорить команду, а ему надо быстро изобразить.
- Поцокайте, как идет лошадка, изобразите трактор губками и т.п.
Четкость произношения:
- Скороговорки. Начните с простых и коротких, говорите их медленно, постепенно усложняя.
- Игра «Похлопаем» - прохлопайте с малышами какое – нибудь простое стихотворение, сначала можете хлопать на каждый гласный звук, потом через звук. Можно протопать стихотворении или, когда ребенок постарше, отбивать мячом каждый слог.
- Игра «Постучи, как я» - для игры можно использовать барабан, а можно постучать по столу или хлопать. Простучите малышу какой-нибудь ритм, попросите его повторить. Начните с самых простых (например, два коротких и длинный), постепенно усложняя.
Развитие речи:
- Поиграйте в сюжетно – ролевые игры. Например, в «Больницу», «Гости», «В автобусе», «В садике», «Магазин», «Кафе» и т.д. Кроме расширение словарного запаса, вы научите малыша правилам поведения в общественных местах. Во время игры можно поменяться ролями, разрешайте малышу самому выбирать роль, не бойтесь играть с девочками в «Автомастерскую», а с мальчиками в «Парикмахерскую».
- Читайте – чем больше вы вместе читаете, тем лучше ребенок говорит и тем раньше он сам захочет читать.
- Игры с изменением слов. Например, «Назови детенышей» (лиса – лисенок, корова – теленок и т.д.), «Назови ласково» (солнце – солнышко, стул – стульчик и т.д.), «Назови много» (яблоко – много яблок, дом – много домов и т.д.), «Назови родителе» (теленок – мама корова, папа бык и т.д.)
- Игры «Каким бывает?» (каким бывает дом? – деревянным, красным, высоким и т.д) и «Что бывает?» (Что бывает желтым? – лимон, репка, солнышко и т.д.)
- Рассматривание картинок. Попросите рассказать, что малыш видит, пусть попробует составить рассказ. Помогите ему, если сразу не получается.
- Обсуждайте все, что видите.
- С совсем маленькими малышами можно поиграть в игру «Покажи» (покажи кубик, покажи стол и т.д.), «Как говорит…», можно попросить сказать, как, например, идет человек – топ-топ, падает мяч – бам и т.д.
В заключении несколько маленьких советов:
- занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
- Обучение необходимо строить на основании игры
- чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
- материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию ( «от простого к сложному»).
- Не стоит затягивать игру, если малыш устал или ему не интересно, к тому же не забывайте, что дети не могут долго сохранять внимание. Меняйте виды деятельности.
- чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
- чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
статью подготовила руководитель
школы раннего развития "Солнечный город"
Ёлохова Вероника Владимировна